Материал из ФотоЭнциклопедия.рф

Перейти к: навигация, поиск

Альфред Эйзенштедт, V-J Day kiss

Уличная фотография (англ. Street photography) — жанр документальной фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и т.п.

Содержание

Эстетика и философия

Уличная фотография использует технику Честной фотографии англ. Straight photography, посредством которой она отображает нечто как есть, без искажений. Этот жанр фотографии существует в настоящее время, в нём обычно используется черно-белая фотография. Уличная фотография тяготеет к иронии и старается дистанцироваться от сущности предмета съемки и часто концентрируется на единственной человеческой эмоции, пойманной в решающий, живой момент.[источник не указан 2612 дней] Например, поцелуй украдкой на углу улицы, человек, перепрыгивающий лужу, женщина, задумавшаяся за ужином или тележка из супермаркета, блестящая в последних лучах заходящего солнца.

Множество классических работ в этом жанре было создано в период приблизительно с 1890 по 1975, совпавшем с появлением и распространением небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер. Классиками жанра стали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк (Robert Frank), Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), Юджин Смит (W. Eugene Smith), Уильям Эгглестон (William Eggleston), Мануэль Ривера-Ортис (Manuel Rivera-Ortiz) и Гарри Виногранд (Garry Winogrand).

Технические приемы

Преодоление робости

Робость и уличная фотография являются взаимно исключающими понятиями. Однако, многие удачливые уличные фотографы вначале были весьма робкими. [источник не указан 2612 дней]

Робость — нежелательное качество для фотографа, она может парализовать волю в момент съемки.

Некоторые преподаватели фотографии рекомендуют начинающим стараться быть незаметными и использовать длиннофокусные объективы. Другие советуют не использовать подобные «подпорки», а сразу бросаться в омут с головой и отправляться на улицу с нормальным или широкоугольным объективом. Иногда может помочь использование предельно широкого угла и направление его якобы в сторону от объекта съемки, но платой за это будет прямое вовлечение фотографа в ситуацию. Есть фотографы, которые стоят где-нибудь на улице и ждут подходящего сюжета. Так делал, например, Филип-Лорка Ди Корсия, выработавший приемы использования вспышки на улице. Известный метод Брюс Гилден (en:Bruce Gilden), фотографа из Магнума, который с мощной вспышкой внезапно подходил на близкое расстояние к людям в Нью-Йорке, показывает, что манера поведения фотографа до и после момента съемки является ключевым элементом взаимодействия на улице, причем поведение после съемки более важно. Гилден заявлял, что никогда не сталкивался с агрессивным ответом на свои действия.

Невидимость

Говорят, что Анри Картье-Брессон оборачивал камеру большим носовым платком и делал вид, что сморкается, в то время, как сам снимал, или что он обматывал камеру чёрной изолентой. Существует масса способов сохранить невидимость, например, съемка «от бедра», но основная идея одна — чтобы объект съемки не понял, что его снимают. Другой вид невидимости состоит в том, чтобы смешаться с толпой. Одевшись как типичный иностранный корреспондент, с объемистым кофром на плече, вы неминуемо будете разоблачены. Постарайтесь одеться и вести себя так, чтобы не вызывать подозрений, и идите вместе с толпой, действуйте по обстановке.

Однако, некоторые фотографы добиваются успеха прямотой. Например, Мартин Парр обычно особенно не скрывает того, чем он занимается, и снимает, используя кольцевую вспышку, которую трудно спрятать, и широкоформатную камеру. Те уличные фотографы, которые любят широкоугольные объективы, часто будут работать настолько близко к месту действия, что их действия почти наверняка будут видны. Каждый должен найти свой собственный баланс.

Хотя и существуют исключения вроде en:Beat Streuli, в основной массе уличные фотографии, сделанные с расстояния с использованием длиннофокусного объектива, считаются плоскими и неинтересными. Основная эстетика подчеркивается присутствием фотографа «внутри» действия, тонким, почти осязаемым, взаимодействием со снимаемыми.

Со времен en:Paul Strand некоторые фотографы, такие как en:Helen Levitt, используют хитрые объективы, которые позволяют снимать то, что находится сбоку, а не перед камерой. Лейка и другие производители давно выпускают такие приспособления.

Появление цифровых фотокамер, наведение которых на объект съемки осуществляется с помощью поворотного ЖК-экрана, открывает очень широкие возможности для любителей съемки «скрытой камерой». Эту камеру можно просто крутить в руках, тем временем производя съемку, либо упрятать её в непрозрачный пакет, выведя объектив наружу через сравнительно небольшое отверстие.

Поведение при конфронтации

В искренней фотографии быть обнаруженным снимаемым человеком всегда неприятно.

Как вести себя в случае конфронтации, зависит от способности фотографа быстро оценить ситуацию. Чаще всего достаточно улыбнуться и воспользоваться одной из трех отговорок:

  1. «Вы знаете, я студент — изучаю фотографию и сейчас работаю над курсовой…»;
  2. «Не беспокойтесь, пожалуйста, я снимал _______, вы в кадр не попали»;
  3. «Я фотограф, делаю для Московских ведомостей репортаж о (придумайте быстро что-нибудь)».

Или же фотограф просто извиняется и уходит, или даже спокойно продолжает свою прогулку как ни в чём не бывало, оставляя рассерженного субъекта заниматься собственными делами. В очень редких случаях угрозы физической расправы придется отдать пленку, однако (в США) нет никакого юридического основания требовать этого, даже у полиции.

Получение разрешения

Хотя получение разрешения на съемку является полезной вещью для избежания неприятностей, многие смотрят на это как на обман, потому что это нарушает принцип правдивости и объективности, который должен соблюдаться в уличной фотографии. Это дает возможность объекту съемки играть и позировать, таким образом, он будет запечатлен иначе, нежели в случае снимка в естественных условиях, потому что теперь он предупрежден о том, что его фотографируют.

Life is short, and this article saved vaulalbe time on this Earth.

Снаряжение

В уличной фотографии используется самый широкий спектр камер: от встроенных в мобильные телефоны, до широкоформатных камер. Классической камерой считается 35 мм дальномерная камера Лейка. Её свойства, превозносимые поклонниками Лейки, определяют канонический набор возможностей, желательный для уличного фотографа.

Хорошая камера для уличной фотографии должна быть легкой, быстрой в работе, надежной, тихой и высокого качества. До появления цифровых камер здесь доминировали 35 мм камеры. В настоящий момент (2009) цифровые камеры безусловно доминируют на этом рынке. Единственное, что может помешать быстрой репортажной съёмке — неотключаемый медлительный автофокус.

Самым главным критерием выбора камеры для уличной фотографии, за исключением внешних соображений (таких как большой размер негатива или невидимость), является то, что эта камера нравится и удобна в работе с рук для конкретного фотографа.

Юридические соображения

Vb4QYQ , [url=http://rawdftqtyima.com/]rawdftqtyima[/url], [link=http://ilppbgyieowz.com/]ilppbgyieowz[/link], http://iazupkjyucrv.com/

Публикация

Говоря в общем, никто не может использовать чье-то изображение для продвижения продукта или сервиса без предварительного заключения соответствующего контракта (англ. model release), который обычно представляет собой договор между издателем, фотографом и моделью.

В Российской Федерации о публикации фотографий говорится в статье 152.1 ГК РФ, которая гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина за исключением использования изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах, либо если изображение получено при съемке, проводившейся в местах, открытых для свободного посещения, либо когда гражданин позировал за плату.

Клевета

Представляется затруднительным представить гипотетическую ситуацию, когда фотография сама по себе может быть клеветнической, так как ключевой элемент клеветы — фальшивость. Возможно, если человек был снят таким образом, что может быть ложно заподозрен в некоторой неподобающей деятельности, это может быть расценено как клевета. Цифровая обработка фотографий несомненно открывает двери для клеветы, потому что с её помощью легко превратить «настоящую» фотографию в такое изображение, на котором нет ни капли правды.

Фотографирование кого-либо возле магазина «для взрослых» («сексшопа»), даже если человек просто идет мимо, может быть примером возможной клеветы, так как это косвенным образом ассоциирует данного человека с покупкой порнографии, в то время, как он просто невинно проходил мимо.

Вторжение в частную жизнь

В 1890Самуэль Уоррен и Louis Brandeis опубликовали свою книгу The Right to Privacy, которая давала возможность рассматривать вторжение в частную жизнь как правонарушение.

Пятнадцать лет спустя в деле Павесич против New England Life Insurance Company суд Джорджии впервые руководствовался правилом приоритета частной жизни перед свободой печати, когда решил, что Павесичу был причинен ущерб неправомочной публикацией рекламы, в которой было использовано его изображение. Тогда суд руководствовался тем, что коммерческое использование в прессе не имеет той же защиты, что другие формы.

Ранее, в 1893-м, в деле Корлисс против Уолкера установил подобный прецедент, что некоммерческое использование, в данном случае биографии, действительно является примером того, когда свобода печати не может быть выше права на неприкосновенность частной жизни.

Эти два дела вместе с упомянутой выше «The Right to Privacy» легли в основу законодательства США, касающегося взаимоотношений свободы слова и частной жизни.

В 2006-м году в Нью-Йорке суд вынес решение по делу, по которому проходил Филипп-Лорка ДиКорсия, который установил осветительное оборудование на углу и фотографировал людей, идущих по улице. В кадр также попал Эмо Нуссенцвейг, ортодоксальный иудей, который возражал по религиозным соображениям против публикации фотографии, сделанной ДиКорсия без его разрешения, на художественной выставке. Он доказывал, что его частная жизнь и религиозные права были ущемлены как самой съемкой, так и публикацией фотографии, на которой он изображен. Судья отклонил иск, решив, что фотография Нуссенцвейга, сделанная на улице и проданная за сотни тысяч долларов, являлась некоммерческой и, таким образом, защищается Первой Поправкой, несмотря на то, что его религия запрещает это.

Верховный судья Манхеттена Джудит Гише постановила, что фото Нуссецвейга, показывающее его с тощей белой бородой, в чёрной шляпе и пиджаке, является произведением искусства, несмотря на то, что фотограф сделал его тайком недалеко от Таймс-Сквер и затем продал десять отпечатков по цене от двадцати до тридцати тысяч долларов каждый. Судья постановил, что суд Нью-Йорка «признает, что произведения искусства могут быть проданными, по крайней мере в ограниченном количестве, но при этом сохраняют свои художественные качества… Первая Поправка защищает искусство не только голодающих художников. Мотив получения прибыли сам по себе не является достаточным основанием для вывода, что произведение искусства было использовано в профессиональных целях». Подробности см. Nussenzweig v. diCorcia.

В США существуют некоторые ограничения на фотографию, но большая их часть касается коммерческого использования пространства или национальной безопасности, например, фотографии, сделанные в частных зданиях или съемка аэропортов и военных объектов.

См. также

Ссылки

Литература

  • The Sidewalk Never Ends: Street Photography Since the 1970’s (2001).