Материал из ФотоЭнциклопедия.рф

Перейти к: навигация, поиск

Подво́дная съёмка — кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой. Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарата или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или мягкий водозащитный чехол..

Подводный бокс для фотоаппарата DIGITAL IXUS

Комплект для подводной съёмки на малых глубинах обычно состоит из съёмочного аппарата в боксе и автономного осветительного прибора. Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами.

Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления.

Именно в подводной фотографии наиболее полно раскрываются особые свойства т. н. «цифровой» фотографии из-за расширенных возможностей дополнительной манипуляции с изображением, т. н. «цифровой» ретуши.

Содержание

Особенности

Показатель преломления среды

Показатель преломления воздуха приблизительно равен 1. Показатель преломления воды равен 1.3. В связи с этим объектив съёмочного аппарата должен быть отделён от водной среды воздушной прослойкой. Кроме того, переход световых лучей из более плотной среды в менее плотную сопровождается их преломлением, и их отклонение таково, что находящийся в воде предмет кажется ближе, чем на самом деле. Это приходится учитывать при фокусировке съёмочного объектива по шкале расстояний. Соответственно уменьшается угловое поле объектива и меняется масштаб создаваемого на фотоматериале изображения. Как правило, для подводной съёмки применяют более короткофокусные объективы, нежели на воздухе.

Рассеяние света в воде

Вода рассеивает лучи света в значительно большей степени, нежели воздух. Особенно существенно влияют на изображение взвешенные в ней частицы песка, ила, планктона. Это обуславливает понижение контраста и резкости изображения.

Исходя из этого, для подводной съёмки следует применять контрастные фотоматериалы.

Спектральные особенности

Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра, голубые и зелёные лучи. В результате при съёмке в естественном освещении цвет подводных объектов изменяется с погружением в глубину. Начиная с глубины 3-5 метров, практически полностью теряется красная и ослабляется жёлтая часть спектра.

Для глубин более 5 метров компенсация нарушений цветопередачи светофильтрами практически не применяется из-за сложности подбора. Как правило, применяется искусственное освещение.

Подводная съёмка на чёрно-белые материалы часто осуществляется с жёлтым светофильтром, задерживающим наиболее рассеиваемые водой синие лучи. Это существенно улучшает контраст получаемого изображения.

Некоторые разновидности

Сплит - одновременно над и под водой

  • Сплит - съёмка одновременно в двух средах, с использованием поверхности воды как части сюжета.
  1. Преломление света создаёт совершенно различное представление о глубине пространства и смещает изображения подводных частей предметов относительно надводных.
  2. Сложность выбора экспозиции. Освещённость воздушной и водной частей отличается на несколько ступеней экспозиции, причём разница зависит от времени суток, чистоты воды.
  3. Разница в дистанции фокусировки.

Для компенсации второй и третьей проблем выпускаются специальные насадки, состоящие из полулинзы, создающей разницу в фокусном расстоянии и светофильтра, затеняющего верхнюю часть кадра.

  • Съёмка аквариума — наиболее простая разновидность, требующая, однако, избавления от паразитных отражений в стекле (обычно применяется Поляризатор)

История

  • 1856 год — William Thompson делает первые подводные снимки, используя фотокамеру, закрепленную на шесте.
  • 1893 год — Louis Boutan сделал подводные фотографии в процессе погружения в стандартном водолазном скафандре c жёстким шлемом; en:standard diving dress
  • 1914 год — John Ernest Williamson заснял первый в истории подводный кинофильм;
  • 1923 год — W.H. Longley и Charles Martin сделали первые цветные снимки под водой и впервые применили под водой магниевую вспышку.
  • 1933 год — в СССР Ф. А. Леонтович создал киноаппарат для подводной съёмки[1]
  • 1943 год — изобретение акваланга (Жак-Ив Кусто и Э.Ганьян, Франция) способствовало развитию подводной съёмки.
  • 1957 год — Камера Calypso Phot была разработана Жаном Де Вутэ. Впервые выпущена в Австралии в 1963 году. Минимальная задержка 1/1000 секунды. Подобно-выглядящая версия камеры была позже произведена Nikon (Nikonos), с минимальной задержкой 1/500 секунды и стала одной из самой продаваемых подводных камер.

Выбор типа подводного бокса

При выборе водозащитного чехла или бокса следует помнить о затратах. Так, если мягкие водозащитные чехлы для компактных цифровых фотоаппаратов в розничной торговле стоят от 500 до 1’500 рублей, то для цифровых зеркальных фотоаппаратов цена мягкого защитного чехла в розничной торговле составит уже от 70 до 120 % стоимости самого аппарата. Розничная цена жестких подводных боксов для компактных цифровых фотоаппаратов обычно составляет от 1/2 до 2/3 стоимости самого компактного цифрового фотоаппарата, а для зеркальных цифровых фотоаппаратов от 1’500 до 7’000 долларов США в зависимости от материала (поликарбонат или металл), страны и фирмы производителя.

Ещё недавно на рынке доступного любительского оборудования для подводной фотосъемки лидировали производитель Olympus Optical Co. (Япония). Однако с распространением цифровой фотографии ряд других крупных производителей, такие как Canon Inc. (Япония), Fujifilm Co. (Япония) и SONY (Япония) стали активно расширять линейку жестких подводных боксов из поликарбоната для компактных ЦФК.

Наибольшего размаха этот процесс получил у производителя Canon, у которого, с двумя исключениями, для каждого компактного ЦФК есть соответствующий ему жесткий бокс для подводной съемки. При этом следует помнить, что жесткие боксы для компактных ЦФК создаются для каждой конкретной модели ЦФК и не взаимозаменяемы с другими, пусть внешне очень похожими на них моделями ЦФК.

Примечания

  1. Нисский, А. В. Подводная съёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки