Материал из ФотоЭнциклопедия.рф

Перейти к: навигация, поиск

Киноплёнка — фотоматериал, предназначенный для съёмки кинофильмов и изготовленный в виде ленты с перфорацией по краям. Выпускается шириной 8, 16, 35 и 70 мм. Киноплёнка может быть цветной и чёрно-белой, негативной и позитивной. На киноплёнках шириной 35 и 70 мм перфорация сделана с обеих сторон, на киноплёнке шириной 8 мм — с одной, а на кинопленках шириной 16 мм — как с одной, так и с двух сторон.

Содержание


Форматы киноплёнки

Основные форматы кинопленки с параметрами сведены в таблицу. Все размеры указаны в миллиметрах.

Ширина
плёнки
Формат Размеры кадра Шаг Размеры
перфорации
Ширина
фоно-
граммы
ширина высота кадра перфора-
ции
ширина высота
8 8 4,4 3,25 3,81 3,81 1,83 1,27 0,69
5,36 4,01 4,23 4,23 0,91 1,41
16 с фотографической фонограммой 10,26 7,49 7,62 7,62 1,83 1,27 1,5
с магнитной фонограммой 2,35
Super-16 12,52 7.41 нет
35 обычная 21,77 16 19 4,75 2,8 1,98 1,9
широкоэкранная 18,6
с кашетированным кадром 1:85 12,8
70 широкоформатная 49,7 23 23,75 4,75 2,8 1,98 6×1,6

35-миллиметровая киноплёнка

Схема кадра звуковой 35-миллиметровой киноплёнки

Киноплёнка шириной 35 мм исторически появилась первой. Поначалу на ней были круглые отверстия, но потом их заменили на прямоугольные. В эпоху немого кино размеры кадра были 18×24 мм, но после внедрения звука кадр пришлось уменьшить до 16×21,77 мм, чтобы осталось место для звуковой дорожки. На плёнку 35 мм снимают также и широкоэкранные фильмы, сжимая кадр по горизонтали при съёмке и расширяя его при проекции с помощью насадок на объектив (т. н. анаморфирование).

70-миллиметровая киноплёнка

Киноплёнка шириной 70 мм используется для съёмки широкоформатных фильмов. Больший размер кадра позволяет получить хорошее качество изображения на больших экранах. На позитивную плёнку наносятся 6 магнитных звуковых дорожек, на 5 из которых записан сигнал для 5 заэкранных динамиков, а на одном — сигнал для нескольких динамиков по периметру кинозала.

На 70-мм киноплёнку был снят, например музыкальный фильм "The Song Remains The Same" с участием рок-группы "Led Zeppelin", а также фильм Блейка Эдвардса "Большие гонки", который с удовольствием смотрели и наши зрители. Но, к сожалению в СССР лишь единицы широкоформатных кинотеатров были оснащены полноценным 6-канальным стереозвуком.

Достаточно много фильмов снято на 70-миллиметровую киноплёнку с шестиканальным звуком, однако для достижения наиболее массового кинопроката с них изготавливались широкоэкранные 35-миллиметровые прокатные копии c анаморфированием изображения.

16-миллиметровая киноплёнка

Стандарты Super 16 и 16 мм. 16 мм звуковой фильм.

Киноплёнка шириной 16 мм позволяет уменьшить размеры кинокамеры. Часто её использовали для съёмки сюжетов, которые должны были показываться по телевидению (качество телевизионного и 16-миллиметрового киноизображений приблизительно одинаковое, в этом случае частота кадров при съёмке устанавливается равной 25 кадров в секунду). Кроме того, соотношение сторон кадра у стандартной 16 мм плёнки близко к телевизионному. 16-миллиметровая киноплёнка выпускалась в двух модификациях: без звуковой дорожки — с двухсторонней перфорацией, и «звуковая» — с односторонней. У второго края последней располагалась монофоническая или стереофоническая магнитная или оптическая звуковая дорожка. В кинопроекционных аппаратах, выпускаемых в СССР поддержка стереофонических фонограмм отсутствовала, фильмокопии также выпускались исключительно с монофонической фонограммой.

Существует ещё одна разновидность 16 мм фильма - Super 16. Здесь увеличена ширина кадра за счёт отсутствия звуковой дорожки и перфорации с одного края плёнки. Данный стандарт в СССР не применялся.

В мире известно также ещё несколько малораспространённых стандартов для 16 мм киноплёнки: все они базируются на стандартном фотоматериале с одно- или двухсторонней перфорацией. Отличия состоят в размере кадра. Один из стандартов, например, пердполагает использование всей ширины плёнки под кадр, размер которого уменьшен по вертикали, чтоб не задевать перфорацию. При этом увеличивается ширина межкадрового промежутка. Другой стандарт предполагает кашетирование кадра звукового фильма по вертикали с целью сохранения соотношения сторон кадра, аналогичного 35 мм фильму.

В СССР осуществлялся массовый выпуск 16-миллиметровых кинокопий и производились звуковые кинопроекторы для школьного обучения и для кинопередвижек («Школьник», «Украина»), а также стационарные («Черноморец»). Так, в кинофильме «Мимино» показан пример работы такой кинопередвижки, реально действовавшей в тот период времени.

Так как на 16-миллиметровой аппаратуре не применяется анаморфирование изображения, 16-миллиметровые прокатные копии с широкоэкранных фильмов изготавливались деанаморфированными с обрезкой изображения по горизонтали.

С применением 16-миллиметрового оборудования снят известный фильм «Ведьма из Блэр» (аппаратура показана в фильме).

В СССР выпускались как любительские («Киев», «Альфа»), так и более продвинутые («Красногорск») кинокамеры под 16-миллиметровую киноплёнку. Для профессионального назначения выпускались кинокамеры «Русь 16-СК», «Конвас», «Кинор» «Спутник» и «16-СП».

8-миллиметровая киноплёнка

Стандарты S8, N8 и 2x8. Обычная и Super8 плёнки.

Киноплёнка шириной 8 мм используется для любительских съёмок; качество изображения получается невысокое. Размер кадра на такой плёнке вего 4,4*3,25 мм. Перфорация - односторонняя, размер перфорационного окна и его ориентация - такие же, как и у 16 мм плёнки (1,83*1,27 мм), но физически шаг перфорации на плёнке ровно вдвое чаще. Такой стандарт получил название N8 или просто 8мм. Существуют фильмокопии с частотой проекции 24 и 16 кадров в секунду (последняя распространена в основном в любительской киносъёмке).

В последнее время получил широкое распространёние формат Super 8 или S8, который практически вытеснил собой стандарт N8. Размер кадра S8 увеличен за счёт уменьшения размеров перфорации (5,36*4,01 мм и 0,91*1,41 мм соответственно), причём перфорационные отверстия расположены длинной стороной параллельно края плёнки и находятся по центру кадра. Частота проекции, принятая для стандарта S8 обычно составляет 16 кадров в секунду.

Ширина поля, отводимого под звуковую фонограмму по стандарту одинакова для обоих форматов и составляет всего 0,69 мм. Для N8 это поле находится на противоположном относительно кадра свободном от перфорации краю плёнки, у S8 - на одном, находясь между перфорацией и краем.

Известны камеры, записывавшие на 8-миллиметровую плёнку синхронный звук оптическим методом, но они не получили широкого распространения. Фирма «Истмен Кодак» в 70-х гг. выпустила плёнку с магнитной звуковой дорожкой, а также оборудование для записи и воспроизведения звука с неё[1].

Однако все такие решения не получили широкого распространения из-за чрезвычайно малой ширины, отводимой звуковой дорожке и низкой стабильности скорости протяжки плёнки как в камере, так и в проекторе. Подавляющее большинство любительских съёмок на 8-миллиметровую плёнку совершалось без звука.

Также в отношении 8-миллиметровых фильмокопий встречается термин мелкоформатный фильм[1].

В СССР выпускались фильмокопии, в основном мультфильмов и детских короткометражных фильмов, на 8-миллиметровой плёнке.

Фильмокопии наматываются на бобины, ёмкостью 30, 60 и (очень редко) 120 метров. В любительских условиях часто используются бобины для магнитной плёнки от катушечных магнитофонов. Продолжительность демонстрации фильма длиной 60 метров составляет примерно 10 минут при частоте проекции 24 кадров в секунду.

Для любительской киносъёмки 8-миллиметровая киноплёнка выпускалась также удвоенной ширины (2×8), соответственно было выпущено много моделей киносъёмочных камер, рассчитанных на данный стандарт. Такую плёнку экспонируют дважды, переворачивая её после первой экспозиции и прогоняя в обратную сторону (без промежуточной перемотки). При этом кадры первой экспозиции оказываются у одного края плёнки, а кадры второй — у другого. Бобины имеют механическую защиту от повторного экспонирования, которая обеспечивается наличием 4-х фиксирующих зубцов (виесто 3-х) на одной из сторон бобины-носителя. После проявления плёнку разрезают вдоль на две части. Это позволяет держать в кинокамере двойной запас плёнки на бобине того же диаметра, а также значительно увеличить производительность химико-фотографической обработки материала. В 70-х годах ХХ века весьма широкое распространение получил стандарт 1x8S в кассетах, ёмкостью 15 м. Этот стандарт был предложен и реализован фирмой «Истмен Кодак». Плёнка, заправляемая в такие кассеты не требует ручной укладки в лентопротяжный механизм киносъёмочной камеры. Это обеспечивает максимальную оперативность при перезарядке камеры. Кроме того длина засвечиваемого участка плёнки составляет лишь несколько сантиметров, что позволяет максимально эффективно использовать светочувствительный материал. Существуют модификации кассет как разборные, для многократного использования, так и неразъёмные (заправляемые плёнкой на заводе-изготовителе) для однократного применения. Плёнка в таких кассетах выпускается в мире и в настоящее время.

В СССР выпускалось несколько модельных рядов любительских кинокамер («Лада», «Лантан», «Турист», «Экран», «Аврора», «Нева», «Спорт», «ЛОМО», «Кварц»), кинопроекторы («Луч», «Русь», «Волна»), бачки для проявки киноплёнки (УПБ-1А), монтажные столики («Купава») и масса другого сопутствующего оборудования.

По способу зарядки в камеру и виду плёнки встречается несколько основных видов 8-миллиметровых киносъёмочных аппаратов:

  • плёнка одинарной ширины в кассетах ёмкостью 8 м (полезная ёмкость - 7,5 м), требующая ручной зарядки в тракт:
    • 1×8 («Кама»);
  • плёнка двойной ширины на бобинах ёмкостью 10 м (полезная ёмкость - 2 x 7,5 м отснятого материала):
    • 2×8, («Спорт», «Аврора»),
    • 2×8S, («Аврора-С 2×8»,«Кварц-2×8S-1М»);
  • плёнка одинарной ширины в кассетах ёмкостью 15 м, не требующей зарядки в тракт:
    • 1×8S («ЛОМО-214/216/218», «Аврора-215/217/219», «Кварц-8XL»).

По поддерживаеиому формату 8 мм фильма кинопроекционные аппараты существуют двух разновидностей:

  • Одноформатные:
    • для демонстрации фильмокопий формата N8 («Луч», «Луч-2»),
    • для демонстрации фильмокопий формата Супер-8 («Луч-2 S»);
  • Двухформатные - для демонстрации фльмокопий форматов N8 и S8 («Русь», «Волна»).

В фильме «8 миллиметров» любительская киносъёмка используется как сюжетно важная деталь. Во многих художественных фильмах образ 8-миллиметрового проектора, имитация немой любительской киносъёмки, используется для получения эффекта воспоминаний, обозначения исторического периода времени.

Классификация по типам фотослоя и применению

Негативные

Изопанхроматические плёнки, предназначенные для киносъёмки при искусственном и естественном освещении. Цветные киноплёнки выпускаются обычно маскированными, что, в конечном итоге, улучшает цветопередачу на позитиве.

Позитивные

Предназначены для получения конечных, прокатных копий путём контактного или проекционного копирования. Низкочувствительны и высококонтрастны. Цветные позитивные плёнки имеют обычно дополнительные фильтровые слои и повышенную чувствительность верхнего, синечувствительного слоя для правильной цветопередачи при копировании с маскированного негатива.

Обращаемые

По большинству характеристик аналогичны негативным, выпускаются двух типов — для кино и для телевидения.

Контратипные

Низкочувствительные плёнки (0,2—0,7 ISO) с высокой разрешающей способностью. Производятся:

  • для контратипирования чёрно-белых фильмов комплект из дубль-негативной (коэффициент контрастности около 0,6) и дубль-позитивной (коэффициент контрастности около 1,6) плёнки. Произведение контрастности дубль-позитива на контрастность дубль-негатива даёт единицу, что приводит к тому, что контрастность контратипа (дубликата негатива) не отличается от оригинального исходного негатива.
  • для цветного контратипирования — кинопленка типа интермедиат с коэффициентом контрастности единица. Киноплёнки такого типа являются маскированными. На интермедиате изготавливают и дубль-позитив и дубль-негатив. Также интермедиат используют для вывода изображения с компьютера (цифровой интермедиат, англ. digital intermediate, соккр. DI). При этом кинопленка экспонируется c помощью лазерного луча («Аррилазер») или проецируется с матрицы через объектив («Синеватор»). Обращаемая цветная плёнка для контратипирования используется в исключительно редких случаях.

Гидротипные

Применяются при гидротипном способе печати фильмокопий, позволяющем добиться максимальной износостойкости и светостойкости прокатных копий фильма. На матричных киноплёнках получают цветоделённые изображения. Затем их переносят на бланкфильм.

Фонограммные

Предназначены для оптической записи звука. Имеют высокие контрастность и разрешающую способность, низкий уровень вуали.

Применение в фототехнике

Фотоплёнка шириной 35 мм по формату совпадает с соответствующей киноплёнкой[2], но продаётся короткими отрезками. Развитие кинематографа способствовало, на некотором этапе, развитию фотографии благодаря унификации применяемого светочувствительного материала.

Фотоплёнка шириной 16 мм для аппаратов «Киев-Вега», «Нарцисс» и некоторых других, перфорации не имеет, вопреки распространённому заблуждению.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мелкоформатный фильм // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  2. Л. Я. Крауш. Киноплёнка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Литература

  • В. Д. Коровкин. Техническая эксплуатация фильмокопий. М. 1983 (для киноплёнки 16, 35 и 70 мм)
  • К. Б. Данилов. Кинопроекция. М. 1979 (для киноплёнки 8 мм; данные для других форматов в этой книге несколько отличаются)
  • Л. Я. Крауш. Киноплёнка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.