Материал из ФотоЭнциклопедия.рф

Перейти к: навигация, поиск

Документальной фотографией называют один из жанров фотографии обращенной к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а так-же обращением или предупреждением.
Эти фотодокументы в свою очередь не являются объективным, а наоборот субъективным, часто идеологическим или социально-критическим свидетельством описываемых явлений.
Термин "документ" происходит от латинского documentum = поучение, пример, образец предостерегающий пример, назидание.
Понятие "документальная фотография" возникло в США в 30-х годы во время Великой депрессии.

Содержание

Предыстория

Риис, Якоб Август: 1890

В 19 веке было распространено мнение, что фотографическое изображение документально по своей природе. «Британский журнал фотографии» к примеру призывает создать архив фотографий, которые будет служить документами для будущих поколений. Механик, работающий с паровой помпой, Льюис В. Хайн, 1920 год В этот период появляются первые попытки создания фотосерий в жанре документальной фотографии:

  • В 1870 Якоб Риис приступает к работе над серией фотографий о бедняках Нью-Йорка.
  • Льюис В. Хайн в 1905 году фотографирует эксплуатацию детского труда в США, после чего закон запрещает его использование.

Эти и многие другие работы создают предпосылки для понимания социально-критического предназначения документальной фотографии в обществе.

Возникновение документальной фотографии как самостоятельного жанра

Многодетная мать, 32 года ,  Доротея Ланж, Великая депрессия1936. Последствия глобального экономического кризиса в США, ставит правительство Америки под руководством президента Франклина Рузвельта перед необходимостью всеобъемлющих социальных реформ, известных в истории как Новый курс Рузвельта. В этой связи, одной из важнейших задач правительства была необходимость заручиться поддержкой у широкой массы населения США для проведения намеченной политики реформ. В 1935 году, от администрации по переселению (позднее переименовано в Farm Security Administration (FSA) ) фотографы получают заказ на создание крупномасштабной фотографической документации сельской жизни в Америке. Задачей фотографов было достойно и эстетично запечатлеть обедневшего сельского жителя Соединенных Штатов, избегая при этом художественности в своих работах. Этот новый жанр фотографии был назван "документальной фотографией". Одновременно фотографы этого направления ставили цель отмежеваться от фотоискусства.
Ключевыми элементами документальной фотографии являются:

  • Описание социальных невзгод
  • Фотография эстетична, но при этом естественна и реальна
  • Документируются не события, а социальные условия на примере нескольких фотографий или развернутой серии
  • Фотография как послание, выходящее за рамки просто информации
  • Документальная фотография как правило связана с политической обстановкой, она претендует на политическое влияние
  • Фотографирование носит публичный характер

Именно в этой связи, в фотографии первый раз в истории возникает официальное, организованное движение документального характера.

Значительные фотографы-документалисты этого периода:

Другие авторы периода возникновения документальной фотографии

К числу наиболее примечательных фотографов 19 го века можно отнести немецкого фотографа Август Зандер. Его работа “Люди 20-го столетия” оказала влияние в равной степени как на фотоискусство так и на документальную фотографию в Европе.

Документальная фотография после 1945 года

Окончание второй мировой войны ознаменовало непростой период в документальной фотографии. Все значительные фотографы-документалисты послевоенного времени Диана Арбюс , Роберт Франк, Юджин Смит , Мэри Эллен Марк, Уильям Кляйн были либо одиночками или были вынужденны подрабатывать в роли поставщиков историй для больших иллюстрированных журналов, таких как Life. В погоне издательств за все большими тиражами изданий, изменяется информационный формат и журналы находят все меньше и меньше места для документальной фотографии и авторов с политически независимой позиций.
Изменились требования к поставляемому фотоматериалу в массмедиа, который должен был быть предельно актуальным, ярким, запоминающимся. Публикации развернутых историй, в свою очередь, были вытеснены публикациями небольшого объема с одной или двумя фотографиями. В эпоху избытка информации до сегодняшнего дня, экономически рентабельным оказался подход, когда печатное издание содержит массу разноплановых сюжетов и историй, избегая развернутых фоторепортажей на несколько страниц. В таких условиях документальная фотография уступила место фотожурналистике, а фотографии авторов-документалистов сегодня можно чаще увидеть в галерейном пространстве, в музеях, в книгах и фотоальбомах, чем в журнальных изданиях.
Осознание, особенно в период Вьетнамской войны того факта, что политические организации способны использовать фотографию как оружие в преследовании своих задачь приводит к усложнению пути фотографии в печать. Правительство напрямую вмешивается в редакционный процесс освещения военных конфликтов вплоть до прикомандирования журналистов к военным частям.
Начало нового тысячелетия, знаменует переломный момент в отношении к документальной фотографии. Несколько музеев и научных учреждений мира переосмысливают, придают новое значение важности и документальной силе этого направления. Летом 2009 года, Музей Людвига в Будапеште показал выставку социально-документальной фотографии конца 1920-х и 1930-х годов "Дело близится к кризису". Также в 2009 году, фотограф, куратор и критик, Jorge Ribalta в музее d'Art Contemporani в Барселоне показал "Универсальный Архив», ретраспективную выставку документальной фотографии 20-го Века. В 2010 году в Музее королевы Софии в Мадриде, состоялась крупная международная конференция посвященная истории социально-документального “движения фотографов рабочих”.

Мануэль Ривера-Ортис, наиболее известный молодой документалист современности. Главная тема его работ, освещение условий жизни людей в развивающихся странах. Ривера Ортис вырос в нищете в сельских районах Пуэрто-Рико 1970-х годов. Под влиянием этого опыта, он характеризует свое исследование, как праздник жизни (A Celebration of Life), в нищете.


Ниболее известные фотографы-документалисты современности:

Так-же по теме: en:History of photography, Документальное кино, en:Social documentary photography

Документальная фотография в России и на постсоветском пространстве

Ниболее известные фотографы-документалисты России и стран бывшего СССР:

Признанные фотографы-документалисты

США

Европа

Прочее

Литература

  • Weston Naef aand James N. Wood, Era of Exploration (New York: Metropolitan Museum of Art, 1975; Joel Snyder, American Frontiers: The Photographs of Timothy H. O'Sullivan, 1867-1874 (Millerton, NY: Aperture, 1981); Peter Bacon Hales, William Henry Jackson and the Transformation of the American Landscape (Philadelphia: Temple University Press, 1988).
  • William Stott, Documentary Expression and Thirties' America (New York: Oxford University Press, 1973); Maren Stange, Symbols of Ideal Life (New York and Cambridge, England: Cambridge University Press, 1989).
  • Starl, Timm: Dokumentarische Fotografie, Artikel in: Hubertus Butin (Hg.): DuMonts Begriffslexikon zur zeitgenössischen Kunst, Köln 2002, S. 73-77.
  • Solomon-Godeau, Abigail: Wer spricht so? Einige Fragen zur Dokumentarfotografie, in: Herta Wolf (Hg.): Diskurse der Fotografie. Fotokritik am Ende des fotografischen Zeitalters, Frankfurt am Main 2003, S. 53-74.

Примечания